КАМЛАБ ИЛИ БОРЬБА С МОНОПОЛИЯМИ

Одной из особенностей отечественного рынка медицинской лабораторной диагностики выступает наличие ряда «островков монополий». О ходе борьбы с ними мы беседуем с одним из системных игроков в отрасли Президентом Казахстанской ассоциации медицинских лабораторий (КАМЛАБ) Аллой Ким.

Расскажите о проблемах рынка медицинской диагностики, в частности, что на ваш взгляд, сдерживает развитие частного сектора?

Проблемных вопросов достаточно много, но наиболее приоритетными для себя мы видим ликвидацию целого ряда искусственно созданных «островков монополий» на рынке. Таких как скрининг на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, пренатальный скрининг и др. И здесь у нас идет очень упорная борьба.

Например, наша ассоциация еще в 2016 году внесла предложение о проведении скрининга на ВИЧ частными медлабораториями, поскольку это целесообразно во всех отношениях. Прежде всего, есть прямые рекомендации ВОЗ о необходимости расширять доступ населения к тестированию на ВИЧ на всех уровнях здравоохранения, в том числе за участием частного сектора и даже неправительственных организаций. Есть пример мирового опыта в большинстве Европейских стран, Америки, странах СНГ. Есть, кстати, и большой опыт в нашей стране. В городе Алматы есть частные и некоторые государственные медицинские организации, которые на протяжении более 19 лет осуществляют лабораторную диагностику ВИЧ-инфекцию. О чем Республиканский центр СПИД предпочитает умалчивать. При этом, в нормативно-правовых актах эта деятельность закреплена только за центрами СПИД и центрами крови.

Как, известно ВОЗ/ЮНЕЙДС поставила цель обеспечить выявление на ранней стадии 90% зараженных ВИЧ к 2020г.,которым необходимо предоставить лечение, сделать безопасными для окружающих. В нашей стране у наиболее крупных частных медлабораторий есть развитая лабораторная инфраструктура - сеть пунктов забора биоматериала, курьерская служба,лабораторная информационная система(ЛИС) и другое.

Если провести сравнение лабораторий центров СПИД с наиболее крупными частными лабораториями,напр., «КДЛ ОЛИМП» на основании Положения о медицинской лаборатории (Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 сентября 2015 года № 758 Об утверждении Положения о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объем и виды проводимых ими исследований) лишь по основным положениям этого приказа, то они следующие: к примеру, у сети лабораторий «КДЛ Олимп» пунктов забора биоматериала, расположенных в шаговой доступности, уже 267 единиц и их количество продолжает расти. В центрах СПИД по 1 при каждом центре.

Имеющийся транспорт и собственную курьерская служба у «КДЛ Олимп», обеспечивает ежедневный сбор образцов из пунктов и забора и доставку в лабораторию. Образцы крови для исследования в центре СПИД медицинские организации доставляют своим транспортом, а небольшим медицинским организациям содержание транспорта и курьерской службы достаточно накладно.

Далее, из 18 лабораторий «КДЛ ОЛИМП», размещенных во всех регионах Казахстана, 15 уже аккредитованы на соответствие требований стандарту ISO 15189, оставшиеся 3 лаборатории получат аккредитацию до конца текущего года. 2 лаборатории из 15 имеет международную аккредитацию, это означает, что результаты анализов признаются и за рубежом. У центров СПИД 1 лаборатория из 17 по стране, имеет национальную аккредитацию.

Аккредитованная лаборатория означает, что лаборатория обладает требуемым уровнем, который позволяет ей выполнять анализы надлежащего качества.

Наличие аккредитации говорит о многом, к примеру наличие у лаборатории ЛИС, означает, что весь лабораторный процесс автоматизирован, обеспечивает прослеживаемость образца от начала поступления в лабораторию и заканчивая выдачей результата.

ЛИС установлена во всех 18лабораториях «КДЛ ОЛИМП»,что позволяет работать в едином информационном поле, в центрах СПИД -3.

Наличие автоматизированных анализаторов позволяет выполнение неограниченного количества анализов без ошибок, связанных с «человеческим фактором».

И опять для сравнения: в центрах СПИД: постановка анализа выполняется вручную.

Или такие важные элементы системы качества: Контроль Качества(КК). Цель КК состоит в том, чтобы до того, как будет выдан отчет с результатами анализов пациента, выявить, оценить и исправить ошибки, которые происходят из-за проблем с аналитической системой, из-за условий работы или неверных действий сотрудников.

Образцы для КК в Центрах СПИД каждая лаборатория готовит самостоятельно. Возможно, лет восемь назад это было приемлемо, но сейчас другие требования к качеству. Образцы для внутрилабораторного контря качества должны готовиться лабораторией, которая имеет компетенции (референс-лаборатория), которой , как известно, в службе СПИД нет. Или, другой очень важный момент - участие в Программах Внешней оценке качества, позволяет предоставить врачам, пациентам и здравоохранению уверенность в том, что лаборатория выдает надежные результаты. В Центрах СПИД только одна-две лаборатории участвуют в программах ВОК. В «КДЛ ОЛИМП» 18 лабораторий участвует в международных программах ВОК практически по всем выполняемым исследованиям.

Хочу уточнить, что сравнение приведено для того, чтобы показать, что частные лаборатории имеют ресурсы для выполнения лабораторных исследований по диагностике ВИЧ-инфекции, речь не идет о подмене частными структурами той большой деятельности,которую осуществляют Центры СПИД в целом- это задачи по надзору за ВИЧ-инфекцией, профилактики, лечения ВИЧ-инфицированных, постановки диагноза ВИЧ-инфекции и т.д., но говорим,что частные лаборатории имеют потенциал для проведения лабораторных исследований. Хочу подчеркнуть это уже практикуется в нашей стране на протяжении более 19 лет.

С 2016 центры СПИД для частных, а также для республиканских и ведомственных стали выполнять на платной основе. Если эта услуга стала предоставляться центрами СПИД платно, то у населения должно быть право выбора у кого ему на платной основе эту услугу получать. И это право должно быть реализовано через качество предоставляемых услуг.

Центры СПИД активно противодействуют включению в эту работу частных игроков, несмотря на то, что в государственной программе «Денсаулық» на 2016-2019 гг. и послании Президента РК Н. Назарбаева четко обозначен курс на дерегулирование и развитие частного бизнеса, в том числе, и в сфере здравоохранения.

С одной стороны, в ответ на наши предложения Минздравом была создана рабочая группа с участием всех заинтересованных лиц, которая провела 6 заседаний на различных площадках:Республиканского центра развития, Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен», Министерства Здравоохранения, три круглых стола в рамках конференций.

С 2016года в заседаниях участвовало 2 вице министра, сменилось 4 исполнителя из МЗ. За это время мы направили 19писем с предложениями по снятию монополий Центров СПИД на этот вид деятельность.

И в 20016 и в 2017г было решение, что проведение ВИЧ- диагностики частными медицинскими лабораториями возможно, после внесения изменений и дополнений в норативно-правовых актах по вопросам ВИЧ-диагностики.

С одной стороны при очередном заседании в МЗ с участием вице министра Цоя А.Г. 14 декабря 2017 года представителям Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» и Ассоциациям по лабораторной диагностике, как членам рабочей группы, было предложено разработать проект дорожной карты - «По вопросам дерегулирования и снижения барьеров в сфере здравоохранения в части передачи функций лабораторной диагностики ВИЧ в медицинские организации независимо от форм собственности», а Республиканскому центру СПИД и Департаменту оказания медицинской помощи провести ряд мероприятий по снижению барьеров. Был подготовлен проект Дорожной карты, который включал все те вопросы, которые рассматривались рабочей группой на протяжении 2017г и направлен в МЗ.

Однако Республиканский центр СПИД направляет свой проект и вносит дополнительно такие пункты: «Внести дополнения в тарификатор медицинских услуг в части диагностики ВИЧ, внедрить Национальный регистр обследования населения (РОН) для медицинских организаций, независимо от форм собственности, проводящих забор крови для тестирования на ВИЧ, создание Национальной референс-лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции в РК, подготовка лабораторий службы СПИД к аккредитации на соответствие стандарту РК ISO 15189 со сроками реализации в 2019 и это, когда речь-то идет о снижении барьеров для бизнеса. Удивляет то, обстоятельство, что Министерство Здравоохранения совершенно не анализирует письма, которые Республиканский центр СПИД готовит от их имени, а автоматически перенаправляет.

Мы направили протокол разногласий, но ответа опять не получаем. В августе мы соглашаемся с проектом Республиканского центра СПИД, чтобы хоть как-то двигаться вперед, но и эта Дорожная карта в утвержденном варианте нам не была предоставлена. Более того, неоднократные обращения к исполнителю МЗ, получаем в ответ, что она о дорожной карте не знает и у нее нет времени заниматься этим вопросом.

Вывод один и я думаю, он всем понятен - все действия Республиканского центра СПИД направлены на искусственное создание препятствий для участия частных в проведении лабораторных исследований по диагностике ВИЧ-инфекции, которая между тем, не запрещена Законом РК. А со стороны МЗ - это такое «вялое участие» отсутствие анализа и контроля за проблемой,которая так и не решена .

 

Почему это такая сложная проблема?

 

Основная проблема, это позиция РЦ СПИД.

Республиканский центр СПИД препятствует по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты по вопросам лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

Это такие приказы как №246 «Об утверждении Правил добровольного анонимного и (или) конфиденциального медицинского обследования и консультирования граждан Республики Казахстан и оралманов по вопросам ВИЧ-инфекции на бесплатной основе» (от22.04.2015г.) и №508 «Об утверждении Правил обязательного конфиденциального медицинского обследования на наличие ВИЧ-инфекции лиц по клиническим и эпидемиологическим показаниям» (от 23.06.2015 г.).

И в них, РЦ СПИД прямо закрепляет свое исключительное право на проведение данных анализов, либо прямо, либо в перечне из центров СПИД и крови

Первая причина, как нам видится, по которой Республиканский центр удерживает монополию на диагностику ВИЧ-инфекцию это сокращение бюджетного финансирования. Речь идет о 3 534 975 000. Это не сложно подсчитать. Центрами СПИД ежегодно выполняется более 2,5млн анализов на ВИЧ (информация из доступных источников) Стоимость 1 анализа по Тарификатору 2018г 1413,99 .

А вторая причина, это то, что центры СПИД с 2016 года стали выполнять анализ на ВИЧ на платной основе тем же самым гражданам РК, которым по Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения, гарантировано бесплатное обследование.

Мы поднимали этот вопрос на одном из заседаний рабочей группы в МЗ, но из объяснений представителя РЦСПИД поняли только одно, что регламента на оказание платных услуг нет. Но если центры СПИД,центры крови выполняют анализ на ВИЧ платно,то почему нужно препятствовать  частными  проведению анализа на ВИЧ.

В соответствии с  Предпринимательскиим кодексом Республики Казахстан

Субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Субъекты предпринимательства имеют равные возможности при осуществлении предпринимательской деятельности.

 

6 сентября 2018 г. МЗ РК вновь присылает нам на экспертное заключение приказ №246 без изменений. Мы вновь естественно, даем свое экспертное заключение с разногласиями, в том числе и через НПП «Атамекен» с четким перечнем - таблицей разногласий. Но МЗ РК вновь нам направляет проект приказа без учета наших замечаний.

Но это совершенный нонсенс.

Например, мы предлагаем, внести дополнение в название Приказа «Об утверждении Правил добровольного анонимного и (или) конфиденциального медицинского обследования и консультирования граждан Республики Казахстан и оралманов по вопросам ВИЧ-инфекции на бесплатной основе». «… и на платной основе», для соответствия с реальным положением дел, нет регламента для оказания услуг на платной основе. Ведь с точки зрения медтехнологии, нет разницы кто оплатит – государство или непосредственно пациент - проводить анализ на ВИЧ.

 

И что теперь планируете делать?

С момента обращения с 2016 года подавались 19 обращений , касающихся снятий ограничений в действующих нормативно-правовых актах по вопросам диагностики ВИЧ. Есть видеозапись отчетной встречи министра здравоохранения с населением, где официальные лица ответили что сняты ограничения для частных лабораторий. Сейчас мы планируем провести на площадке НПП «Атамекен» последнее совещание по этому поводу, чтобы официально зафиксировать позицию МЗ РК. Если не удастся найти понимание со стороны Республиканского центра СПИД , если МЗ будет, по прежнему, будет принимать позицию наблюдателя со стороны, ну тогда у нас только один выход- отстаивать права частных лабораторий в вышестоящих госорганах.

 

Почему так важны тесты на ВИЧ?

Потому, что решение вопросов по ВИЧ, по сути открывает возможности и для проведения тестов по гепатитам В и С, и др. Это рынки на несколько миллионов тестов в год и на миллиарды тенге, на которых сейчас необоснованная монополия. Поэтому сейчас снимая монополию с рынка тестов на ВИЧ через изменение нормативно-правовой базы, мы параллельно решаем и вопросы доступа к другим сегментам рынка.

 

Также можно отметить, что сейчас мы налаживаем контакты с международными организациями. Так недавно на совещании с экспертами ВОЗ по инициативе «Хорошие лаборатории - крепкое здоровье», мы обсуждали вопросы дальнейшего взаимодействия с ассоциациями в плане обучения членов ассоциации по вопросам повышению качества лабораторий в рамках менторской помощи и наставничества ВОЗ и др.

 

Спасибо за интервью!


Преимущества при вступлении

Возможность предоставления через Ассоциацию консолидированного мнения ее членов
Представление интересов в суде, в государственных органах и организациях
Оказание консультативной и методической помощи членам Ассоциации, при решении поставленных задач.
Оказание информационной, организационной и прочей поддержки членам Ассоциации.
Участие членов Ассоциации в международных обучающих семинарах
Оказание консультативной помощи по открытию и расширению бизнеса медицинской лабораторной деятельности.

Как вступить в ассоциацию

1. Ознакомиться с Уставом Ассоциации на сайте
2. Подписать заявление, заполнить анкету и типовой договор для Вступления в Ассоциацию
3. Отправить данные документы на электронный адрес: info@kamlab.kz
4. В случае положительного решения на Ваш адрес будут отправлены документы
5. Готово! Теперь Вы член ОЮЛ «Казахстанской Ассоциации Медицинских Лабораторий»!